Бизнес новости, деловые новости в РФ и Планете

Автомобильный рынок России сократился на 9,1% по итогам 2020 года

Сокращение автомобильного рынка Российской федерации в прошлом году превысило 9%, по данным АЕБ. Ассоциация прогнозирует рост в 2,1% на 2021-й, но прогноз основан на отсутствии новых локдаунов и ограничительных мер, а эксперты расходятся во мнениях

shares

В 2021 году рост российского авторынка составит 2,1%, прогноз продаж — более 1,6 млн машин, заявил на ежегодной конференции Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) председатель комитета автопроизводителей Томас Штэрцель. По его словам, прогноз основан на том, что в стране больше не будет локдаунов, не будут применяться ограничительные меры во внешней торговле (в частности санкции) и все существующие меры господдержки будут сохранены. 

В 2020 году рынок сократился на 9,1%, к 1 598 825 штук, по данным АЕБ, а в 2019 году — на 2,3%. Год стал серьезным испытанием, но дилеры обошлись без крупных банкротств и массового ухода с рынка, сказал Штэрцель, Россия одна из первых отреагировала на кризис и приняла меры господдержки, которые способствовали быстрому восстановлению после локдауна. Несмотря на все трудности, по динамике продаж в 2020 году Россия показала один из лучших результатов среди крупнейших автомобильных рынков мира, а в Европе вышла на четвертое место, заявил Штэрцель. 

В 2021 году российский автомобильный рынок вырастет к 2-5%, такой прогноз дает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. База 2020 года относительно низкая, есть вероятность, что пандемия коронавируса отступит и экономическая ситуация в Российской федерации стабилизируется, что вызовет спрос на новые автомобили, надеется он. Беспалов считает, что спросу будут способствовать госпрограммы поддержки автопроизводителей. Все прежние программы господдержки отработали хорошо, объясняет он.  

В конце прошлого года правительство продлило действие программ льготного кредитования «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» к конца 2023 года. Скидка при получении кредита на новый автомобиль, сделанный в Российской федерации, составляет от 10% к 25% от его стоимости. В декабре замминистра промышленности и торговли Александр Морозов заявил о том, что госпрограммы льготного кредитования начнут работать уже в начале 2021 года. Минпромторг подтвердил Forbes, что госпрограмма заработала.

В программах льготного автокредитования участвуют все модели УАЗ, LADA, ГАЗ. А также модели Renault Logan, Sandero, Duster, Kaptur, Arkana, Kia Rio, Hyundai Creta, Solaris. В 2021 году на льготное автокредитование будет выделено 8,87 млрд рублей. 

Противоречивые прогнозы

Новый год скорее всего не принесет роста, а по его итогам может быть даже небольшое снижение, рассуждает руководитель группы по обслуживанию Предприятий автомобильной промышленности Deloitte Татьяна Кофанова. Причина тому, по ее словам, ряд негативных факторов: заявленные государственные планы по повышению к 30% утилизационных сборов, а также сокращение объема субсидий для локальных производителей автотранспорта. 

На спрос негативно будет влиять и увеличение стоимости автомобилей. Цены росли всю вторую половину 2020 года, отмечает Антон Забанных, генеральный директор компании «Яндекс.Вертикали» (включает Авто.ру): рост курсов доллара и евро привел к резкому подорожанию машин, в среднем на 10% по году. А с 1 января началось сезонное подорожание. Так, автомобили, выпущенные в 2021 году, уже прибавили в цене минимум 2–3% с начала года, писала газета «Коммерсант». Например, цены на Volkswagen из-за смены модельного года выросли на 2%, Ауди — на 2,2%, Mercedes — на 4–5%, BMW — на 4,5%. Демократичная Lada прибавила от 1% к 4% (в зависимости от модели). 

Год будет непростой, покупательная способность населения продолжает снижаться, говорит Кофанова, тем не менее, традиционно не ожидается снижение объема продаж в премиальном сегменте и категории подержанных машин. Будет расти средний срок владения автомобилем, добавляет Забанных: «Из-за непростой экономической ситуации потенциальные покупатели будут отказаться от планируемой замены автомобиля на новый, особенно что если в семье уже есть автомобиль в хорошем состоянии, который не требует дополнительных трат на обслуживание и ремонт».

Дилеры разошлись в прогнозах. Продажи новых автомобилей в 2021 году сохранятся на уровне 2020 года, такой прогноз кажется наиболее реалистичным Владимиру Мирошникову, директору по развитию компании «РОЛЬФ». Что если рынок и вырастет, то всего лишь на несколько процентов, говорит Андрей Павлович, председатель правления АГ «АВИЛОН». Авторынок продолжит сокращение, ожидается минус 10-15% к показателям 2020 года, прогнозирует Денис Петрунин, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр». 

Главным трендом, определяющим дальнейшую динамику рынка, будет наличие или отсутствие дефицита автомобилей, считает Павлович, пока ожидается, что объемы складских запасов существенно не изменятся к середины 2021 года. «Дефицит сохранится. В этом году ситуацию могут усугубить проблемы с поставками микроэлектроники, с которыми в последнее время столкнулись мировые автопроизводители», — добавляет Беспалов. «Продолжатся перебои в поставках автомобилей, а изменение сроков и объемов поставок из-за нарушения логистических цепочек приведет к неравномерному наполнению складов. Как итог — мы получим несбалансированность спроса и предложения», — говорит Петрунин. 

Восстановление рынка что если и может быть, то не ранее второго полугодия 2021 года, считает Мирошников, покупатели привыкнут к новому уровню цен, и на рынок поступят товарные автомобили в достаточном количестве. Он надеется на то, что правительство предложит новые меры для стимулирования спроса. По его словам, сейчас к моделям-участникам программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» предъявляются жесткие требования по локализации, а с учетом роста цен даже не все бюджетные модели уже вмещаются в ценовой диапазон к 1,5 млн рублей. «Основным бенефициаром программы, как и в прошлые годы, остается «Автоваз», в то время как иностранные автопроизводители, локализовавшие производство в Российской федерации, получают ограниченную поддержку или совсем ее не получают из-за текущих условий программы. Это сильно сокращает количество допущенных моделей, что приводит к сужению возможности выбора для покупателей. Что если спектр моделей, которые доступны по льготной программе, не будет расширен, то часть ее потенциальной аудитории в итоге сделает выбор в пользу автомобилей с пробегом», — отмечает он.

Бизнес новости, деловые новости в Российской федерации и Планете
forbes.ru 15.01.2021
Смотрите свежие вакансии Европы на нашем сайте вакансий